![]() |
|
Практика по SQ Головные устройства, акустика, кроссоверы, процессоры и много-много других страшных слов |
![]() |
|
Опции темы | Опции просмотра |
|
![]() |
#1 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 57
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]()
Сравнение временного и фазового метода настройки аудиосистемы.
Для того, чтобы промоделировать преимущества и недостатки различных методов настройки аудиосистем, я составил такую модель двухполосной акустической системы в Микрокапе: На этой схеме V1 – генератор сигналов. На элементах X1 и X2 построен ФНЧ второго порядка Линквитца – Рили. Соответственно на X3 и X4 построен ФВЧ второго порядка. Частота настройки фильтров – 2 кГц. Выходные повторители X2 и X4 сильноточные и работают на эквиваленты низкочастотного и высокочастотного громкоговорителей. Модели громкоговорителей взяты из проекта ЭМОС и адаптированы под параметры мидбаса и пищалки (среднестатистические). Линии задержки X5 и X6 моделируют задержку прохождения сигнала от динамиков к микрофону. Сигналы от обоих динамиков складываются на сумматоре X7 и сигнал (Sum) показывает нам, что будет на выходе измерительного микрофона в точке прослушивания. Линия задержки X8 служит для правильного отображения ФЧХ системы. Для интересующихся выкладываю и саму модельку для Микрокапа 9: Согласование полос.zip |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#3 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 57
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]() Добавлено через 47 секунд ![]() Последний раз редактировалось SOVA; 10.05.2011 в 15:02. Причина: Добавлено сообщение |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#4 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 57
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]()
Теперь рассмотрю вариант идеально настроенной сисиемы. Именно той, что на рисунке.
Вот временная характеристика: Тонкая зелёная линия – исходный сигнал. Сплошная оранжевая – сигнал микрофона. Смещены для наглядности пунктирные линии динамиков НЧ (синяя) и ВЧ (красная). Отлично видна задержка входного сигнала на 5 мс, видно непло переходную характеристику системы, также видно нес овсем точное совмещение сигналов НЧ и ВЧ. Покажу крупнее: Здесь хорошо видно, что сигнал микрофона задерживается на четверть периода относительно входного сигнала, и сигнал ВЧ опережает сигнал НЧ на 42 мкс. Для ясности поясняю, что ВЧ инвертирован. Об этом говорит множитель VALUE=-8 в H3! Теперь покажу АЧХ и ФЧХ такой системы: Синий цвет - канал НЧ (мидбас), красный - ВЧ (твиттер), зелёный – вся система. На графике АЧХ пунктиром показана АЧХ фильтров без динамиков. Видна неплохая суммарная АЧХ, гладкая, без выбросов, ФЧХ. А также видно, что на частоте раздела полос (2кГц) сигналы НЧ и ВЧ несовпадают. ВЧ немного выше (смотри на график ФЧХ), а значит опережает НЧ. Это согласуется с временным графиком. Запомните эти картинки, дальше я их изменю до неузнаваемости! ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#5 |
Старейшина
Регистрация: 30.03.2009
Адрес: Днепропетровск
Возраст: 62
Сообщений: 2,269
Вы сказали Спасибо: 157
Поблагодарили 213 раз(а) в 103 сообщениях
Репутация: 339
|
![]()
Интересно в фазе посмотреть. А ещё интересно в противофазе, только для нечётных порядков фильтров.
Последний раз редактировалось Куряка; 10.05.2011 в 17:40. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#6 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 57
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#7 |
Старейшина
Регистрация: 21.09.2007
Адрес: Киев
Возраст: 57
Сообщений: 1,446
Вы сказали Спасибо: 128
Поблагодарили 422 раз(а) в 191 сообщениях
Репутация: 628
|
![]()
Теперь попробую совместить вершины синусоид каналов НЧ и ВЧ. Для этого надо канал ВЧ задержать на 42 мкс (по длине волны 1,4см). Вот что получается:
На первый взгляд такая настройка должна обеспечивать более точную передачу звука, так как полуволны совпадают. Но фаза ВЧ сразу уплыла в сторону задержек. И самое примечательное – изменилась монотонность фазового сдвига всей системы. Это обстоятельство и есть главный критерий настройки по моему методу – монотонность изменения фазы по частоте. Для того, чтобы графики ФЧХ, получаемые Микрокапом, были похожи на графики Спектралаба, мне пришлось пойти на хитрость. Микрокап показывает задержку в прямых градусах, не ограниченную +-180 градусами, как отображает это Спектралаб. Поэтому я свернул графики в диапазон +- 360 градусов. Если ограничить Микрокап +-180 градусов, то графики наглядными не получаются. Следующий этап издевательств – совмещение прямого твиттера с прямым мидбасом. Так как при одинаковых задержках их сигналы вычитаются, то этот клинический случай я рассматривать отказываюсь. Вариант 1. Задержка твиттера на пол периода (0,25 мс). Из неё вычитается несогласованность мидбаса с твиттером (0,042 мс). Итого 0,292 мс. Вот временные характеристики крупно: Кому-то может понравиться, мне не очень. Вот что получается на АЧХ: Во-первых, появились горбы и провалы на АЧХ. Но что гораздо страшнее, полностью рассыпалась ФЧХ системы. Из графика видно, что твиттер перезадержан относительно мидбаса – ФЧХ резко поползла вниз. Другой вариант – твиттер опережает мидбас на полпериода (0,208 мс с учётом смещения): Переходной процесс немного красивее, но затянут во времени. Получившаяся АЧХ: Очень интересно – АЧХ почти идентична первому случаю, но теперь перезадержан мидбас – его ФЧХ полезла вниз. На суммарной ФЧХ виден изгиб в зоне раздела полос. Ниже частоты раздела ФЧХ резко падает вниз, выше – та, что нам нужна (ровная). Для полноты картины я покажу другой вид ФЧХ для этого же случая. В Спектралабе можно устанавливать любую задержку в утилите Delay finder. И если величина задержки окажется равной задержке мидбаса, то твиттер будет опережать мидбас. В модели я просто изменил задержку базового сигнала – вот такой вид графика получился: Мидбас имеет нормальную ФЧХ, а твитте полез наверх – явный признак того, что сигнал твиттера опережает мидбас. Вывод: Как ни крути, временные характеристики сигнала хотя и помогают понять общую картину (какой сигнал приходит первым, какой перезадержан), но не несут точной информации об акустической системе. Больше того, точное совмещение по времени сигналов, приходящих от разных динамиков в точку прослушивания, может ухудшить качество звучания системы. Поэтому наиболее точным и достоверным способом является фазовый способ сведения процессорной системы. При любых порядках фильтров, при любом составе акустической системы. |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
#8 |
Старейшина
Регистрация: 04.03.2010
Адрес: г. Озёрск Челябинской обл.
Возраст: 67
Сообщений: 645
Вы сказали Спасибо: 40
Поблагодарили 103 раз(а) в 79 сообщениях
Репутация: 83
|
![]() ![]() Типа выводов... Или каждый сам должен промоделировать? ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Здесь присутствуют: 9 (пользователей: 0 , гостей: 9) | |
|
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Согласование гейна | Dromstic | Бюджетный автозвук и песочница. | 0 | 29.08.2012 19:43 |
Фазовое и временнóе согласование динамиков на частоте раздела полос. | KAMIKAZE | Избранное - практика | 0 | 09.12.2011 21:19 |
Лубителям погудеть на частоте 1кГц посвящется. | Cobox | О форуме | 10 | 02.02.2010 19:55 |
Поехали!!! (с) Ю.А.Гагарин и темка про согласование полос... | Olddad | Практика по SQ | 48 | 26.03.2007 17:31 |