PDA

Просмотр полной версии : Альтернативная методика измерения АЧХ


kkk
28.08.2007, 08:10
Вот. Подумалось мне такое. Берем мерятельный комплекс, любая программа умеет при измерении фиксировать максимум значения. Пишем тестовый сигнал в виде плавающего тона: от 20 до 20000 с плавным изменением. Запускаем. Для точности - гоняем синус туда-сюда по диапазуну несколько раз. В результате получаем кривулину АЧХ.
Кто что думает по этому поводу ?

Zlobster
28.08.2007, 09:12
микрофон калибровать где будешь? а если это пики\провалы самого микрофона?

kkk
28.08.2007, 09:31
Я доверяю своему Behringer ECM8000 :)

Arrt
28.08.2007, 17:29
Вот. Подумалось мне такое. Берем мерятельный комплекс, любая программа умеет при измерении фиксировать максимум значения. Пишем тестовый сигнал в виде плавающего тона: от 20 до 20000 с плавным изменением. Запускаем. Для точности - гоняем синус туда-сюда по диапазуну несколько раз. В результате получаем кривулину АЧХ.
Кто что думает по этому поводу ?

График будет "красивше", чем от "шума", но остаются старые недостатки. Как и с шумом гармоники низшей частоты будут добавляться, и участок который на графике выглядит ровно, на самом деле может быть ямой заполненной гармониками других частот.

Zlobster
28.08.2007, 19:15
на самом деле может быть ямой заполненной гармониками других частот.
почему?
мне кажется, что в процессе измерения свипом в каждый момент времени измеряется уровень именной той частоты которая в данный момент излучается головкой. По крайней мере я бы так делал в программе.
Или я в чем-то ошибаюсь? :no:

Jedy
28.08.2007, 20:47
на самом деле может быть ямой заполненной гармониками других частот.
почему?
мне кажется, что в процессе измерения свипом в каждый момент времени измеряется уровень именной той частоты которая в данный момент излучается головкой. По крайней мере я бы так делал в программе.
Или я в чем-то ошибаюсь? :no:
Это когда свип синхронизированный. А так программа не знает какая именно частота звучит в конкретный момент времени.
Для такого измерения надо чтобы программа сама и свип генерировала и в режиме реального времени анализировала ответ от микрофона

Zlobster
28.08.2007, 21:01
Так почти все известные звуко-программы умеют как шуметь так и свистеть. Синичкина вроде на таврии.орг.юа описывала нечто похожее. :/
и вопрос стоял только в калибровке тракта "микрофон-пк".

Arrt
28.08.2007, 23:27
на самом деле может быть ямой заполненной гармониками других частот.
почему?
мне кажется, что в процессе измерения свипом в каждый момент времени измеряется уровень именной той частоты которая в данный момент излучается головкой. По крайней мере я бы так делал в программе.
Или я в чем-то ошибаюсь? :no:

Ошибаешься - анализатор спектра анализирует весь сигнал, и если есть гармоники он добавляет их энергетический вклад в ту частоту, которая в данный момент времени и не воспроизводится.

2 ККК - есть трезвая мысль!(несмотря на время суток)
Итак. Формируем не свиптон, а последовательность частот допустим с шагом 1/3 октавы(главное не попасть на гармоники). На анализаторе в идеальном случае мы должны получить расческу, в хорошей системе мы должны получить расческу на 50 Db. При таком подходе будут видны реальные ямы и уровень нелинейных искажений во всем диапазоне.

Uksus
29.08.2007, 07:44
Вот. Подумалось мне такое. Берем мерятельный комплекс, любая программа умеет при измерении фиксировать максимум значения. Пишем тестовый сигнал в виде плавающего тона: от 20 до 20000 с плавным изменением. Запускаем. Для точности - гоняем синус туда-сюда по диапазуну несколько раз. В результате получаем кривулину АЧХ.
Кто что думает по этому поводу ?

Я думаю что для снятия АЧХ необходим не свиптон а как раз белый и розовый шумы и генератор синусоидального сигнала. Еще нужен откалиброваный измерительный комплекс.

Я все таки склоняюсь к теории что ачх системы на белом шуме должна быть все таки ровной...

Еще мне кажется что мерять нужно отдельно голову - записаным на CD шумом снимая показания с линейных выходов и отдельно подключив генератор к входам усилителей.

В идеале хорошо бы посмотреть на осцилографе и сами усилители на предмет точной передачи пилообразных сигналов и атаки вообщем...

Особое внимание на мой взгляд нужно уделить полосовому замеру в ближнем поле каждого из каналов на белом шуме и фиксированом синусе на предмет гармоник.

Ну и напоследок посмотреть общую АЧХ всей системы на предмет стоячих волн и прочих косяков салона автомобиля.

Uksus
29.08.2007, 08:19
... участок который на графике выглядит ровно, на самом деле может быть ямой заполненной гармониками других частот.

...Это и есть те самые гармоники (обертоны), которые генерируются любым музыкальным инструментом, если музыкант играет на нём всего лишь одну ноту (другими словами, возбуждает звучание инструмента сигналом одной определённой частоты). Именно гармоники (обертоны) придают окраску звучанию музыкального инструмента, и именно благодаря им каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый тембр. Поэтому гармоники не являются антимузыкальными звуками; на самом деле именно они являются основой богатства музыкальных звуков. (с)


Вот вам еще граната :)

Кроме объективных гармонических искажений, присутствующих в слышимом звуковом сигнале, существует проблема искажений, которые отсутствуют в реальном звуке, но ощущаются из-за субъективных гармоник, возникающих в улитке среднего уха при больших величинах звукового давления. Слуховой аппарат человека является нелинейной системой. Нелинейность слуха проявляется в том, что при воздействии на барабанную перепонку синусоидального звука с частотой f в слуховом аппарате зарождаются гармоники этого звука с частотами 2f, 3f и т.д. Поскольку в первичном воздействующем тоне этих гармоник нет, они получили название субъективных гармоник.
Естественно, это еще больше осложняет представление о предельно допустимом уровне гармоник звукового тракта. При увеличении интенсивности первичного тона величина субъективных, гармоник резко возрастает и может даже превысить интенсивность основного тона. Это обстоятельство дает основание для предположения о том, что звуки с частотой менее 100 Гц ощущаются не сами по себе, а из-за создаваемых ими субъективных гармоник, попадающих в область частот свыше 100 Гц, т.е. из-за нелинейности слуха. Физические причины возникающих аппаратных искажений в различных устройствах имеют разную природу, и вклад каждого в общие искажения всего тракта неодинаков.
Искажения современных CD-проигрывателей имеют очень низкие значения и практически незаметны на фоне искажений других блоков. Для акустических систем наиболее существенными являются низкочастотные искажения, обусловленные басовой головкой, и стандартом оговариваются требования только для второй и третьей гармоник в области частот до 250 Гц. И для очень хорошо звучащей акустической системы они могут быть в пределах 1% или даже несколько больше (с)

Arrt
29.08.2007, 15:34
... участок который на графике выглядит ровно, на самом деле может быть ямой заполненной гармониками других частот.

...Это и есть те самые гармоники (обертоны), которые генерируются любым музыкальным инструментом, если музыкант играет на нём всего лишь одну ноту (другими словами, возбуждает звучание инструмента сигналом одной определённой частоты). Именно гармоники (обертоны) придают окраску звучанию музыкального инструмента, и именно благодаря им каждый музыкальный инструмент имеет свой неповторимый тембр. Поэтому гармоники не являются антимузыкальными звуками; на самом деле именно они являются основой богатства музыкальных звуков. (с)


Небольшое уточнение: гармоники музыкального инструмента системой воспроизведения звука воспринимаются как самостоятельные частоты малой амплитуды. В этом топике я говорю о гармониках возникающих в звуковом тракте, тех которые искажают звук.

Arrt
30.08.2007, 00:32
Я думаю что для снятия АЧХ необходим не свиптон а как раз белый и розовый шумы и генератор синусоидального сигнала. Еще нужен откалиброваный измерительный комплекс.


Я все таки склоняюсь к теории что ачх системы на белом шуме должна быть все таки ровной...
белый шум предполагает одинаковое звуковое давление как на 20 Гц так и на 20 000 Гц - опасно можно твиты попалить :/

Еще мне кажется что мерять нужно отдельно голову - записаным на CD шумом снимая показания с линейных выходов и отдельно подключив генератор к входам усилителей.
+1 страна должна знать своих героев в лицо(с) кто какую лепту вносит в ухудшение звука

В идеале хорошо бы посмотреть на осцилографе и сами усилители на предмет точной передачи пилообразных сигналов и атаки вообщем...


Особое внимание на мой взгляд нужно уделить полосовому замеру в ближнем поле каждого из каналов на белом шуме и фиксированом синусе на предмет гармоник.
честно скажу перебирать частоты синусом напряжно. Вот предложенный мной метод экспресс анализа всего спектра на предмет гармоник удобнее. А вот определив проблемные диапазоны частот можно на этих частотах и синус погонять.

Ну и напоследок посмотреть общую АЧХ всей системы на предмет стоячих волн и прочих косяков салона автомобиля.
как определить стоячую волну???

Uksus
30.08.2007, 14:49
как определить стоячую волну???

Тю это акустические свойства помещения ... можно посчитать где будет и посмотреть есть там горб или нет...

Arrt
30.08.2007, 15:24
как определить стоячую волну???

Тю это акустические свойства помещения ... можно посчитать где будет и посмотреть есть там горб или нет...

Т.е. заранее знать где смотреть? Я спросил, потому что подумал может есть ещё какие-то формальные параметры.

Arrt
05.09.2007, 18:16
Вот пример измерений набором частот.
Красный - эталонный свиптон
Голубой - измерение свиптоном
Желтый - измерение мультитоном (частоты 35, 80, 150, 320, 500, 900, 2000, 5000, 9000, 16000)

Очень хорошо виден лес нелинейных искажений. И особо 115 Гц.